Главная Статьи Ни много, ни мало о смысле жизни

Ни много, ни мало о смысле жизни

Текст: Богдан Курилко, мастер Годзю Рю каратэ, 5 дан

Я долго не решался написать этот текст, поскольку мне казалось, что мысли, которые в нем прозвучат чрезвычайно личные. С другой стороны, все это – плод долгих размышлений и нелегких решений, которые, возможно, помогут кому-то пережить персональный кризис или найти ответы на давно и многократно задаваемые вопросы. Собственно, эти нескромные резоны и поспособствовали тому, что я решился изложить на бумаге свои соображения относительно, ни много ни мало, смысла жизни.

Это произошло в то время, когда я неукротимо приближался к сорокалетнему возрасту. Смутное поначалу беспокойство сформировалось в итоге в понимание того, что карьера, бизнес-репутация, заработная плата и особенно бонусы, рыночные доли, изменение атмосферы в конкурентной среде, доступ к телу акционера, ежепятничные зависания и командный дух – вещи без сомнения важные, местами (бонусы и пятницы) чрезвычайно приятные, но в моей личной вселенной никак не могут являться смыслом моей жизни. При этом большинство умных, современных людей и не считают все эти аспекты своего существования целью своего же бытия. Вот только есть одна проблема – реальности зачастую все равно, что мы там считаем или не считаем. На деле получается, что, стартуя рано утром в сторону родного офиса, отстояв положенное в московских пробках, проведя на работе весь день, задержавшись там же до глубокого вечера (кто уходит по звонку – карьеры не сделает) и вернувшись домой за полночь, мы существуем как бы в двух перспективах. В одной – воображаемой – мы глубоко духовные личности с высоким целями, в другой – мы офисные роботы, все свои силы кладущие на святое дело производства консервированных цуккини или, не приведи господи, глянцевых журналов. Моим личным способом вырваться из офисной сансары стало признание самой проблемы, несколько лет размышлений и поисков способа, а также наличие чрезвычайно понимающей супруги.

Опустив процесс внутренних терзаний и духовных метаний, хочу сразу перейти к главному. Без претензий на истину в конечной инстанции, исключительно на базе собственных переживаний и выводов я пришел к личному пониманию, что высшая цель нашего существования в подлунном мире есть экзистенциальное развитие той духовной эманации, которая является величайшим даром жизни. То есть я верю, что совершенствование духа и его эмоциональное обогащение и есть смысл существования на этой огромной игровой площадке, каковой и является наш товарный мир.
При этом не обязательно уходить в монастырь или ашрам. И даже не обязательно столь резко менять свою жизнь, как сделал это я. К этому надо быть готовым, а еще необходимо, чтобы масса вещей в пространстве и времени совпали.
Важно расставить верные приоритеты. Это крайне трудно сделать самостоятельно, потому как мало решить, надо еще следовать. И вот здесь, на помощь слабому человеку приходят СИСТЕМЫ, каждая из которых ведет по своему пути к одной цели – недостижимого совершенства. Из всех систем я выбрал до себя, следую и рекомендую другим – ПУТЬ ВОИНА.

Рекомендую я его потому что:
1. Среди всех существующих путей этот наиболее актуален для современного человека с точки зрения здоровья, потому что спустя миллионы лет эволюции, львиная доля которых была связана с необходимостью сражаться за жизнь, кров и еду, сейчас настали «мягкие времена». За редким исключением современный человек не испытывает необходимости в ежедневной подготовке к схватке, а значит идет против собственной натуры, которая создавалась на протяжении упомянутых миллионов лет, как инструмент выживания. Казалось бы, тот факт, что у нас нет необходимости участвовать в боях за выживание, не может не радовать, если бы не вырождение, психологический дискомфорт, депрессии, потеря навыков бойца, воли к победе и умения противостоять жизненным трудностям с присущей воину стойкостью. Боевые искусства позволяют вернуться к себе и существовать в гармонии с собственной природой без необходимости кровопролития.

«В практике медицины известно разделение лекарств на инь и ян, в соответствии с мужским и женским началами. Женщины отличаются от мужчин также пульсом. Но в последние пятьдесят лет пульс мужчин стал таким же, как пульс женщин. Заметив это, я применил одно женское глазное лекарство при лечении мужчин и обнаружил, что оно помогает. Когда же я попробовал применить мужское лекарство для женщин, я не заметил улучшения. Тогда я понял, что дух мужчин ослабевает. Они стали подобны женщинам, и приблизился конец мира. Поскольку для меня в этом не может быть никаких сомнений, я хранил это в тайне». Если теперь посмотреть на мужчин нашего времени, можно видеть, что тех, чей пульс похож на женский, стало очень много, тогда как настоящих мужчин почти не осталось. Поэтому в наши дни можно победить многих, почти не прилагая для этого усилий. То, что лишь немногие в состоянии умело отрубить голову, еще раз доказывает, что смелость мужчин пошла на убыль. Если говорить о кайсяку, то мы живем во времена, когда мужчины стали очень ловкими в поиске оправданий. Сорок или пятьдесят лет назад, когда считалось, что мужчинам под стать испытания наподобие матануки, они стыдились показывать бедра без шрамов и поэтому с готовностью прокалывали их. Призвание мужчин – иметь дело с кровью. В наши дни это считается неправильным. Поэтому все дела решаются с помощью одних только разговоров, и каждый норовит избежать работы, которая требует приложения усилий. Мне бы хотелось, чтобы молодые люди понимали это». Цунэтомо Ямамото, «Хагакурэ».

2. Я не люблю слово ВОИН. Потому что, на мой взгляд, оно излишне эксплуатируется новообращенными практиками единоборств без глубокого понимания того факта, что воин – это человек войны. То есть человек, сделавший схватку своей профессией. Но в данном контексте я настаиваю именно на этом определении, потому что речь пойдет о борьбе с самим собой как высшей цели системного боевого искусства. А это – война, и подходить к ней необходимо абсолютно профессионально. Кто те мерзавцы, что толкают нас на все самые постыдные поступки в нашей жизни, как не мы сами? Это мы сами потакаем нашим слабостям, идем на поводу своих привычек, находим массу оправданий своему бездействию перед лицом жизненных трудностей. При этом каждая уступка этой стороне своего «я» — это уверенный шаг в сторону рефлексирующего чмошника. Каждая уступка своей «темной стороне» — это вклад в копилку поступков, которые формируют устойчивый психотип пораженца. Готовность поднять лапки и сдаться на милость обстоятельств, читай победителя. Победить себя — значит, как это ни банально, не отступать. Не сдаваться обстоятельствам, не идти на поводу того парня, что сидит внутри и с утра до вечера придумывает отмазки. Настаивать на своем, когда прав, отстаивать собственную точку зрения. «Привычка побеждать» складывается из небольших, порой совсем небольших, но ПОСТУПКОВ. И тренировки закладывают необходимую основу, дают необходимую силу воли, становясь началом, а затем и гармоничным дополнением этой работы над собой. Начиная с ежедневного и бесперебойного их посещения заканчивая работой с полной отдачей, так чтобы сегодня было хоть немного круче, больше и «ширше», чем вчера. Не жалейте парня, который носит ваше имя, и вам воздастся! Вот почему практически любой уважаемый наставник в боевых искусствах с определенной периодичностью пытается донести до своих падаванов мысль о том, что цель боевых искусств – ПОБЕДА НАД САМИМ СОБОЙ. И это самая важная схватка, к которой готовится каждый переступивший порог зала для занятий единоборствами.

3. Без конфликта нет развития. То есть любое развитие – это война, в основе которой столкновение интересов, нового и старого, стабильного и деструктивного. А в любой войне есть победители и проигравшие. Причем в основе победы, как правило, знание законов по которым развивается конфликт и умение эти законы использовать, плюс способность реагировать на быстро изменяющуюся обстановку. Это невозможно понять умозрительно. Необходимо начинать с себя. Нужно изучить свое тело, пространство вокруг, научиться взаимодействовать с окружающим и окружающими. Это путь боевого искусства.

4. Схватка – это одна из высших форм искусства, то есть акта творения – уникального дара присущего на нашей планете только человеку. В схватке весь накопленный технический арсенал, сталкиваясь с агрессивными действиями соперника, порождает мгновенную и почти бессознательную импровизацию, которая либо красива и успешна, либо нет. Причем результат исполнитель узнает тут же, не отходя, так сказать, от кассы. Чтобы понять, как это происходит, я хочу предоставить слово моему ученику Алексею Жлобовы, который написал на эту тему, замечательную, хоть и местами спорную статью. Ее фрагмент я приведу здесь с минимальной редактурой.

«Искусство – это путь от дискурсивно-логического мышления к мышлению образному. Для понимания данного определения разберемся в различиях дискурсивного и образного мышления. Образное мышление способно одновременно воспринимать несколько параметров (цепочек рассуждения, воспринимать образ), а дискурсивное мышление (логика), напротив, фокусируется на единственном параметре (строит единственную логическую цепочку). В качестве аналогии можно привести человеческое зрение. Сфокусированный взгляд «не видит» то, что происходит в области периферического зрения, а расфокусированный «видит». Почему некоторые люди занимаются этим всю жизнь, не стремясь к каким-либо наградам и званиям».


Думаю, что многим, как и мне, ясно, что серьезные преподаватели каратэ продолжили бы им заниматься, даже если вычеркнуть доходы, поступающие от проведения тренировок. Почему? Очевидно, что они преследуют какие-то другие цели, обладают какой-то «дальней» мотивацией. Как говорил В. В. Маяковский: «я знаю радость слаже…». Причем во внешнем характере деятельности таких людей будет четко прослеживаться желание продолжать занятия во что бы то ни стало, распространять свою деятельность (делиться с окружающими), а так же быть максимально искренним в передаче своих навыков (научить почувствовать/сделать то же, что и я). Данная форма деятельности характерна для: религии, искусства, наркомании. Проследим процесс переключения мышления на примере изучения ката. Ката в карате – это набор сложных биомеханических действий, темп, ритм и прочие параметры которых строго регламентированы. При первом знакомстве учеников с ката, после демонстрации его полного «рисунка» переходят к делению ката на отдельные элементы с их последующим изучением. Этап изучения отдельных элементов изобилует ошибками. Это связанно с тем, что мгновенно усвоить образ даже отдельного элемента ката – сложно. На этом этапе активно включается логическое мышление, на медленных скоростях производится контроль множества параметров (глубина стоек, осанка, траектории). Характерны ошибки даже при одновременном контроле нескольких (даже 2-х) параметров с помощью логики. Логическое мышление явно испытывает перегрузки и вынужденно быстро переключаться для одновременного контроля нескольких параметров. Логическое мышление не в состоянии одновременно проконтролировать все параметры элемента при повышение требований к скорости исполнения, что в результате ведет к пресловутому переходу количества в качество (количество бессмысленных повторений переходит в новое качество мышления/исполнения).

В процессе исполнения ката происходит несознательный переход к доминированию образного мышления в мыслительной деятельности. Последствия такого перехода – это тема для отдельной статьи, но здесь важно то, что уже на первых этапах обучения формируются требования образного восприятия в исполнении ката. Требования пребывания в «заншин». Формируются зачатки культуры движения. По своему опыту скажу, что образное восприятие как таковое – вещь не исключительная. Каждый может освоить сложный элемент ката или научиться играть «собачий вальс» на фортепиано. Конкретную физическую ценность представляют ощущения, вызываемые при полном отключении логического мышления с помощью воспроизведения сложных биомеханических образов на неконтролируемых логикой скоростях.

Как гласит пословица: «Ката сначала шепчет, потом говорит в голос, а затем кричит о том, как следует его исполнять». Думаю, что эту формулу можно легко распространить и на прочие виды исполнительского искусства, связанные со сложной моторикой. Первые три года ката именно «шепчет». Замечу, что временными рамками регламентируется только первый этап изучения каратэ (3 года), т.к. он тесно связан с первичным формированием базовой культуры движения. По-настоящему почувствовать удовольствие от занятий искусством, а в нашем случае - боевым искусством, можно только на третьем этапе его изучения, на этапе когда ката «кричит», когда исполнение доведено до автоматизма, мышечный корсет натренирован согласно принципам типовых нагрузок стиля. Именно здесь понятие «свободный поединок» в полном смысле раскрывается в контексте адекватного реагирования на технические действия противника. Именно здесь проявляется «…физическая ценность ощущений вызываемых при полном отключении логического мышления с помощью воспроизведения сложных биомеханических образов на неконтролируемых логикой скоростях», а проще говоря, удовольствие от тренировки кумитэ. Источники удовольствия от тренировок у всех разные. Кто-то радуется очередному поясу, кто-то успешному приему или контр-приему, кто-то атлетическому отражению в зеркале. Здесь я говорю о тех ощущениях, которые ближе всего формулируются фразой: «Люди! Смотрите ЧО делаю! Смотрите ЧО творю!» Таким образом, изучение боевого искусства наряду с тренировкой физических показателей является сложным процессом высшей мыслительной деятельности.

Итак, боевые искусства при наличии развитого интеллекта, правильного отношения и готовности учиться - есть в моем представлении тот путь, который поможет навести порядок в собственной жизни, правильно расставить приоритеты. И тогда ежедневная рутина станет еще одним этапом схватки в бесконечной войне, где на кону… цельность вашего духа и мир вашего сердца! Удачи и извините за многословность. Уж больно тема не простая. Тем, кто дочитал до конца моя огромная благодарность!

Подписка

Мы отправляем только важные новости из мира спорта

войти

Если у Вас нет учётной записи, зарегистрируйтесь


Забыли пароль? Пройдите по ссылке для восстановления