Главная Статьи «СТАЛЬНЫЕ» ЛЮДИ

«СТАЛЬНЫЕ» ЛЮДИ

Текст: Дмитрий Швырков
Фото: Архив клуба исторической реконструкции «Эльтра»

Большинство современных людей, когда слышат слова «оружие» и «единоборство» в одном предложении думают о кендо, современном фехтовании, нунчаках Брюса Ли и тому подобных вещах. Сегодня мы будем говорить о поединках, которые в этот список не входят, хотя и проводятся с использованием оружия. Речь пойдет о полноконтактных средневековых боях.

Корнями это боевое искусство или можно сказать, зарождающийся вид спорта, уходит в толкиенизм и ролевое движение. Начиная с конца 1980-х годов в парках и рощах России стали появляться люди, бьющие друг друга деревянными мечами и копьями. Но то уже дела давно минувших дней.
Историчные бои в своем современном виде появились в начале 2000-х годов. Этот период ознаменовался тем, что доспехи начали специально изготавливать из стали, а не вырезать из дверей старых холодильников, да и мечи обрели форму настоящих и перестали выглядеть швабрами, обмотанными проволокой.

Сейчас в экипировку рыцаря-участника средневековых боев входит так называемая «поддоспешная одежда» - стеганная либо набивная защита корпуса и конечностей. Ее цель – облегчить ношение доспеха и, конечно, смягчить удар. Так же в этой одежде можно чувствовать себя комфортно в холодную погоду. Далее на тело надеваются стальные элементы доспехов, имеющих большое разнообразие. Например, шлемы можно выделить европейские и восточные, с забралом и без забрала, с бармицей и без нее. Выполняются все они из стали минимум 2 мм толщиной. Корпус бойцы закрывают чаще всего бригантинами либо хатангами. Это, соответственно, европейский и азиатский вариант доспеха, в котором стальные пластины крепятся на тканевую основу с помощью заклепок. Реже используются ламелляры, клепанные кольчуги и другие виды защиты. Конечности спортсмены прикрывают наручами и поножами, соответствующими реконструируемым региону и эпохе. При изготовлении защиты корпуса и конечностей используется сталь толщиной минимум 1 мм.

Вооружение современных рыцарей можно разделить на два класса – древковое и сочетание щита и одноручного оружия. К первому типу относятся алебарды, двуручные топоры, нагинаты, глефы и тому подобные вещи. Во втором классе тоже есть из чего выбрать. Щиты могут быть разных размеров, начиная от баклера (40 см) и заканчивая ростовым типами. В бьющую руку можно взять меч, топор, шестопер или булаву. От того, что реально применялось в средневековье, оружие отличается только отсутствием заточки и скругленными углами. По правилам историчных боев запрещены все виды колющих ударов – можно только рубить. Поэтому копья в этом боевом искусстве не используются. Так же запрещены любые удары в кисти, стопы, колени и пах. Нельзя производить заломы. Но зато разрешены броски и захваты, удары оружием, щитом, руками и ногами. Боец считается «убитым», когда касается земли коленом, рукой или просто падает.

Говоря об историчных боях, нельзя не рассказать об историчном движении в целом. Надо понимать, что люди делают себе доспехи не просто для того, чтобы подраться. Главной целью реконструктора является полное погружение в воссоздаваемую эпоху. Именно для этого люди из разных регионов съезжаются на тематические фестивали. Там им почти ничего не напоминает о современном мире. Помимо доспехов, реконструктор должен воссоздать соответствующий костюм, жить в шатре или юрте и питаться из стилизованной посуды. При этом использование телефонов, газовых горелок и всех остальных современных вещей запрещено. Источниками знаний того, как выглядели доспехи, оружие, одежда и предметы быта определенной эпохи являются находки археологов, старинные миниатюры, картины и иные формы изобразительного искусства минувших столетий.

Бои в доспехах являются лишь одной из составляющих погружения в средневековье. Но именно после них у многих появляется вопрос: «Да как эти рыцари раньше сражались?». Вопрос вполне оправдан, ведь экипировка и оружие воина средневековья имеют солидный вес. О том, каково это – носить на себе настоящий доспех, журналу «БОЕЦ ИНФО» рассказал руководитель клуба исторической реконструкции «Эльтра» Георгий Говоров:

«Начать что-либо делать в доспехе – это непростое испытание. Когда обычный человек или даже боец надевает на себя свыше 30 килограмм экипировки и амуниции, ему становится, мягко говоря, не по себе. Помимо физической тяжести присутствуют и другие неприятные факторы. Когда новичок еще не имеет своего комплекта, он, само собой, сражается в том, что выдал ему клуб или одолжил товарищ. Поэтому обычно бойцу что-то где-то жмет, натирает, расходится или не сходится и так далее.

Шлемы затрудняют дыхание. Воздух в них, конечно, поступает, но полной грудью уже не вдохнешь. Во время боя, когда боец разгорячено дышит, внутри шлема становится жарко. В этом плане комфортнее пользоваться европейскими шлемами, у которых есть забрало. Во время перерывов между боями забрало можно открыть и вдохнуть свежего воздуха. У славянских и восточных шлемов такого преимущества нет. Чтобы подышать, их приходиться снимать полностью, а это отнимает порядочное количество времени.

Очередной неприятный фактор ношения доспеха – это уже упомянутая жара. Так как поддоспешные элементы состоят из ватина, либо синтепона, можно сказать, что мы сражаемся в зимней одежде. А на эту «зимнюю одежду» еще надевается «железо». Прибавим к этому физическую активность и летнее время года и получим результат. После боя толстый поддоспешник можно выжимать – он насквозь мокрый от пота. В этом, кстати, есть свой «кайф». Когда после нескольких минут боя в тяжелых, жарких и неудобных доспехах, ты их сбрасываешь с себя, появляется чувство, будто сейчас можешь взлететь. Особенно хорошо, если поблизости есть водоем, куда можно прыгнуть. Тогда вообще, ощущение, как после бани.

Что касается чувства удара, то здесь многое зависит от принимающего этот удар. Когда человек спокойно стоит и по нему кто-то ударит, то будет больно. А когда он находится в бою, сгруппирован, разогрет и на эмоциях, боль от удара замечается меньше. Потом синяки и ушибы все же проявляются. А вообще при ношении хорошего доспеха и соблюдения правил бойцами, серьезных травм быть не может».

На историчных фестивалях бои чаще всего проходят в формате «стенка на стенку» – в качестве забавы, хоть и по жестким правилам. Победителей там как таковых нет, и кубков никому не дают. Однако, за последние несколько лет историчные бои обрели форму нового вида спорта. Появились соревнования с четкой турнирной сеткой, победителями и проигравшими и количество таких первенств растет. Главным турниром является чемпионат мира по историчным боям «Битва Наций». В этом году в Праге пройдет уже шестой по счету чемпионат. На этом турнире бойцы могут участвовать в трех номинациях. В одиночных турнирах 1х1, а так же в массовых сходах 5х5 и 21х21. Чтобы стать участником чемпионата мира, бойцы должны пройти отборочные испытания. Сначала показать необходимый результат у себя в регионе, а затем не ударить в грязь лицом на чемпионате страны.

Стоит сказать, что все первые места на прошедших чемпионатах мира занимали наши соотечественники. Для этого им пришлось немало потрудиться на тренировках. О том, какими качествами должен обладать участник историчных боев, поделился член команды «Юг-1» Андрей Тимофеев:

«Основные качества бойца в полноконтактных историчных боях – это умение поддерживать в себе высокий боевой дух, желание жестко бить соперника, а главное – стоять и держаться до последнего. Если говорить о технической стороне вопроса, то в этом виде важно сочетать борцовскую технику с ударной техникой оружием. Хотя в основном все решают борцовские приемы. Свалить противника с ног легче с помощью броска или подсечки, нежели за счет удара мечом. Но на ристалище также встречаются «ударники», которые могут «посадить» вас за счет навыков виртуозного владения оружием.

В подготовке бойца важно уделять внимание как общей физической подготовке, так и отработке боя. Боестолкновения обязательно важно отрабатывать в доспехах. Специфика существенно отличает полноконтактный средневековый бой от других видов единоборств, несмотря на то, что здесь присутствуют приемы из традиционных стилей рукопашного боя. Человек может быть хорошим кикбоксером, борцом или просто сильным человеком, но зачастую, выходя на ристалище, такие люди ведут себя неэффективно и непродуманно. Стоит отметить, что психологически им легче бить людей, и, естественно, они более подготовлены физически. Но все равно, как я говорил выше, необходимо сочетать физические качества с отработкой боевых элементов в доспехах.

Для развития ОФП бойцы средневекового боя используют различные виды функционального тренинга. Такие как кроссфит, круговые тренировки и тому подобное. В общем, все, что используют бойцы ММА и других современных видов жестких единоборств. Тренировки на общефизические качества у бойцов одинаковые. А вот отработка работы с оружием отличается. Принципиальная разница заключается в том, что обладатели древкового оружия учатся держать дистанцию и работать издалека, а «щитовики», наоборот, находятся близко к сопернику. В их задачу входит удержание строя и сбивание противника с ног с помощью щита. Но бывает и все наоборот. Ни одна тренировка реконструктора не обходится без ударов по «балде». Это конструкция, представляющая из себя высокую стопку автомобильных шин, закрепленных на твердом основании. «Балда» для реконструктора, все равно, что мешок для боксера».

Полноконтакные историчные бои отличаются от привычных нам единоборств жестким применением стального оружия. Даже в кендо используются деревянные либо бамбуковые мечи. Как же человек может ударить своего оппонента настоящим оружием и что он при этом чувствует? Об этом нам рассказал руководитель фехтовального клуба «Тень» Виталий Омельченко:

«Историчное фехтование оказывает сильное влияние на человека физически и духовно. Бой «в железе» вырабатывает особый подход как к тренировочному процессу, так и к самому стилю ведения боя. Само собой, сказывается специфика наличия дополнительных «стальных» килограмм на теле и в руках. Но это не главное, что закаляет человека. Более кардинальное воздействие на психику оказывает оружие. Сам принцип нанесения сильного, акцентированного удара по сопернику настоящим оружием, хотя и не заточенным, это не то, к чему готов среднестатистический человек современного социума. А помимо нанесения удара по оппоненту, фехтовальщик так же должен принимать удары на себя. Когда новички видят, что в них летит стальной меч или алебарда, у них появляется чувство большого страха, хотя они надежно защищены доспехом.

Этот принцип работает и в обратном направлении. Новички не могут хорошо ударить соперника, так как боятся нанести ему серьезные повреждения. Поэтому можно с уверенностью сказать, что историчное фехтование закаляет характер и воспитывает в людях настоящих бойцов. Конечно, для этого необходимо время. А сначала будущие воины тренируются с помощью тямбор – тренировочное оружие, сделанное из мягких материалов. Тямборами можно бить даже по открытым участкам тела без опасения нанести серьезную травму. Затем ученики переходят на дюралевое и стеклотекстолитовое оружие. Для него уже необходима защита. Как минимум, шлем, поддоспешник и защита кисти. И далее фехтовальщики берут в руки стальное оружие. К этому моменту у них уже должен быть собран комплект доспеха – сталь открытых мест на теле не прощает».

Несмотря на пока не очень большую известность полноконтактных средневековых боев, уже организовано множество клубов, члены которых ими занимаются. К примеру, в моем городе Ростове-на-Дону их около пяти, а в Москве и того больше. Если кому-то приглянулось это занятие, он обязательно найдет себе клуб по душе.

Подписка

Мы отправляем только важные новости из мира спорта

войти

Если у Вас нет учётной записи, зарегистрируйтесь


Забыли пароль? Пройдите по ссылке для восстановления